Общенаучные методы педагогического исследования - МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникают вопросы: Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Общий метод научного познания, требования которого имеют универсальный характер, выполняет направляющую функцию. Средства извлечения информации должны. В результате проведенной ранее работы характеристики используемых данных изменяются необратимо.

Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены. Подчеркнем еще одну важную особенность педагогических процессов. В них участвуют люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Желательно, чтобы они давали положительный учебно-воспитательный эффект. Конечная цель любого педагогического исследования — выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.

Если она существует всегда при определенных условиях, проявляется постоянно, то здесь очевидна закономерность. Когда говорят о закономерности, то здесь прежде всего подчеркивается факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями, хотя сама эта связь может быть еще до конца не исследованной. Закон — строго зафиксированная закономерность. Познать закон — значит понять его действие. Объяснить закон — значит ответить на вопрос: Отменить закон нельзя, но его можно правильно использовать в своих интересах.

Вторую группу составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широка и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях.

Научные законы распределяются и по другим признакам. Так, например, различают законы, отражающие связи между явлениями во времени, в пространстве, законы динамические и статические.

Но это не означает, что закон неверен. Подчеркнем, что объективность закона не зависит от формы выражения. Если он правильно отражает связь, то не имеет значения, в какой форме она выражается. Характерной чертой педагогических процессов является…………………….

Компенсировать специфику своего предмета педагогика может, только прибегая к…………………………………… исследованиям. Педагогические обобщения всегда имеют……………. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки.

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания.

Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении трудного учебного материала. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты.

Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Методы научно-педагогических исследований

Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам — направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Среди модификаций естественного эксперимента выделим параллельный и перекрестный эксперименты, смысл которых понятен из рис. Такой эксперимент называется лабораторным. Толчком послужили впечатляющие эксперименты А. Распространился так называемый метод определений: Многие связи, зафиксированные ими, вошли в золотой фонд педагогической теории.

Не захотите ли вы выяснить это? Вряд ли это соответствует действительности. Когда в X. А произошло тогда вот. Ликург был человеком наблюдательным. А главное — не побоялся сделать смелые выводы из своих наблюдений.

Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек. Граждане Спарты должны были вести здоровый и умеренный образ жизни. До самой смерти они были военнообязанными, не должны были уделять большого внимания своему быту, обедать могли только в общественных столовых — сиситиях.

Электроэнцифалографическое исследование скорости протекания нервных процессов у шестилетних учеников. Еще в 80—е гг. Выделяются два вида тестов: Обычно в таких заданиях от 5 до 10 вопросов. В практике применяется много разновидностей тестовых заданий. Какие тесты служат для диагностики успеваемости? Известны и другие способы организации тестовых заданий, как, например, тестовые задания на определение соответствия, последовательности, тестовые задания на умение выявлять, распознавать, искать определенный объект, классифицировать по заданным признакам и т.

Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Число баллов в таких анкетах может быть различным.

Сложность заключается также в дешифровке записей о поведении испытуемых, в декодировании индикаторов, характеризующих поведение исследуемого. Шкалирование как количественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогических явлений. CGI script error Ошибка исполнения CGI приложения Русское описание Пользователь превысил лимит на количество одновременно исполняемых CGI. Для выяснения взаимосвязей между отдельными теоретическими положениями и фактами при разработке новых теоретических положений и выводов используется методологический прием редукции, или данные, представляющие собой преобразования полученных в ходе исследования сложных данных в более простые, наиболее удобные для количественного и качественного анализа. Метод педагогического консилиума разработан Ю. Уважительное отношение к собеседнику, тактичность и благорасположение обеспечат успех исследовательской беседы. Общенаучные и специальные методы лингвистических исследований. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. В каждом соннике свое толкование снам о беременности.

Опрашиваемый обводит кружочком соответствующий балл по принципу: Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: Обработка анкет в обоих случаях затрудняется, метод теряет одно из своих существенных преимуществ. Школьников просят ответить на вопросы типа: В результате у одних членов коллектива — наибольшее число выборов, у других — наименьшее.

Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Качество— это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является.

Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное и в чем его специфика. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств.

Освоение мира начиналось с качественного познания. Так была осознана необходимость измерений и вычислений. До последнего времени педагогическая наука оставалась на качественном уровне. Но пока нет третьей логической части, характеризующей развитую науку, — математической.

Методы педагогического исследования, Общие сведения о методах научного познания - Методология педагогического исследования

Классический математический аппарат не приспособлен для анализа явлений такой сложности, как педагогические. Преодолевается это препятствие двумя способами: Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

Смотрите также:


Коментарии:
  • Охрана и защита детства. Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:.

Интересное