ФИЛОСОФИЯ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФИЯ от греческого phileo - люблю и греческого sophia — мудрость - форма обще­ственного сознания, направленная на выработ­ку миропонимания, системы мыслях, взглядов на мир и на место в нём человека изучающая познавательное, ценностное, этическое и эс­тетическое отношение человека к миру. Как миропонимание философия неразрывно связана с классовыми интересами, с политической идейной борьбой. Будучи обоснована социальной реальностью, оказывает активное воздействие на соц бытие, содействует формированию новых эталонов, норм и культурных ценностей. Определённая часть студенчества, ещё не приступившая к исследованию философии, за­даётся вопросом: «Зачем нам нужна философия? » Ответ на этот вопрос по существу можно получить исключительно в процессе серьез­ного исследования курса философии и при условии освоения про­блем, получивших освещение не только лишь в лекциях и учебнике, да и в широком круге философской, естественнонаучной, социологической литературы. Что вдохновляет людей философствовать? Уже Платон и Аристотель задавшись во­просом о присущем людям побуждении, которое можно считать началом филосо­фии, и усматривали его в удивлении. Но тот, кто спрашивает и удивляется, чувствует свое невежество. И вот, что­бы избавиться от невежества, они на­чали философствовать. Человек не просто воспринимает чувственно постижимый мир таким, каковой он есть, но удивляется и задается вопросом о его при­чине: "Почему вообщем что-то есть? Что стоит за всеми явлениями? Почему мы живем в мире? К побудительным причинам, заставляю­щим людей заниматься философией, от­носится также колебание. Источники на­шего зания настолько же подвержены его критике, как и значимость обычных ценностей и соц норм. Начало философии усматривали и в том, что человек повсевременно понимает факт сво­ей смертности. Повсевременно грозящий человеку конец жизни препятствует беспроблемности существования, вынуждает его размышлять о для себя самом и решать, что в жиз­ни главное. Страдание и погибель — пограничные пере­живания, преодолевающие поверхностное чувство защищенности и порождающие вопрос о конечном смысле жизни. Био природе человека свой­ственно ограничение его природных инстинктов. Отсюда — необходимость за­менять «рожденные формы поведения диктуемыми разумом, также, с другой стороны, и свобода самоопределения. Существо, поставленное в такие условия, нуждается а неизменной рефлексии разу­ма над основами собственного бытия и поведения. Философские вопросы затрагивают хоть какого человека. Философствование — это ес­тественная потребность, характеризую­щая сознательно-ответственное челове­ческое бытие. Потому неважно какая философия естьпросвещение в том смысле, который присваивает ему Кант в собственном именитом определении: "Просвещение — это выход человека из состояния собственной незрелости, в каком он находится но своей вине. Не­зрелость — это неспособность обхо­диться своим разумом без руко­водства со стороны других". Нереально одним конкретным поняти­ем окутать суть философии, по­скольку она определяет себя сама, каждый раз поновой реализуясь в мышлении. По­этому приведем рядпопыток описания ее сути: "У истоков философии стоит человек, стремящийся ориентироваться в загад­ках собственного внутреннего и окружающего мира. Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что все есть? Обилие ответов на него сводилось к одному: поискам «начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной основы», сути, первопричины - субстанции. Своим суждением: «То же самое - идея и то, о чем идея возника­ет » - Парменид положил начало основному вопросу филосо­фии - об отношении мышления и бытия, сознания и мате­рии, - разделившему философов на два лагеря - материалистов, идеалистов. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец традиционной германской филосо­фии», Гегеля «Философия права» и др. Основнымипроблемами философии Платон 427-347 до н. В их отражается устройство хоть какого бы­тия. В Новое время Кант 1724-1804 определил эти препядствия так: — что я могу знать? При всем этом последняя неувязка, на самом деле дела, содержит в себе и все. В отличие от личных наук философия имеет своим предметом не тот либо другой ограниченный кусок реальности биология — жизнь, химия — состав вещественных тола сущее в целом — с целью найти его суть и структуру и тем наделить человека смыслом и ценностя­ми его существования. Если личные науки исходят из особых предпосылок, за границы которых они не в состоянии выйти, то философия стре­мится к наибольшей беспредпосылочности. Ее способ и предмет не заданы жест­ко — она каждый раз поновой определяет их. Процесс философствования, в процессе кото­рого человек приобретает ясное представ­ление о для себя самом и собственном мире, нескон­чаем и поэтому каждый раз выступает но­вой задачей для хоть какой эры. В философии атомистов IV -I вв.

Смотрите также: